«Пока мерзкие мутанты дышат, не может быть мира. Пока бьются нечестивые сердца еретиков, не будет передышки. Пока живы неверующие предатели, не будет прощения.»
Серебряные Черепа, «Катехизис Ненависти», стих I

Мутанты — это миллионы людей по всему Империуму, которые отличаются от исходного фенотипического состояния человека на генном уровне. Эти мутации могут быть вызваны факторами окружающей среды или воздействием психической силы Хаоса.

Описание

Мутант-культист Нургла

Этим созданиям суждено быть изгоями имперского общества. Их избегают и нередко выслеживают и убивают, поскольку Империум не терпит тех, кто отклоняется от совершенства базовой человеческой формы в уме или теле. Мутация сама по себе фактически считается еретическим преступлением против Императора Человечества имперскими властями из-за её связи с симпатией или поклонением Хаосу.

Люди-мутанты часто являются ужасно уродливыми существами, отвратительными и жестокими. С другой стороны, не все мутанты представляют собой дегенератов, движимых лишь животными инстинктами; многие имеют лишь несколько необычных черт, отличающих их от остального человечества. Многие мутанты рождаются таковыми в результате воздействия мутагенов на их предков, таких как радиация или экстремальная планетарная среда, в течение многих поколений. Но немало и тех, кто подвергся воздействию психической энергии Хаоса, которая часто приводит к безудержной мутации живых существ.

Поскольку те, кто тайно поклоняются богам Хаоса как культисты, часто получают мутационные «дары» от своих темных хозяев, физическая мутация может быть показателем внутреннего духовного разложения Губительными Силами. Это еще одна причина, по которой все мутанты считаются подозрительными личностями властями Империума и презираются как потенциальные предатели почти всеми остальными в населенной людьми галактике.

Навигаторы, строго говоря, также считаются мутантами, хотя на самом деле они были намеренно созданы с помощью генной инженерии в далеком прошлом, в Тёмную Эру Технологий — с целью позволить человечеству использовать весь потенциал варп-двигателя для межзвездных путешествий. Поскольку они абсолютно необходимы для торговли и обороны Империума, навигаторы, наряду с санкционированными псайкерами и некоторыми видами нелюдей, являются единственной официально допустимой формой мутантов.

Жизнь мутанта в Империуме

Пикт-файл Ордо Еретикус, изображающий вариации мутантов, встреченных силами Инквизиции

На многих имперских планетах мутанты после рождения, в лучшем случае, будут брошены своими родителями, и поэтому они должны быстро научиться заботиться о себе. Они почти всегда являются наиболее презираемыми членами имперского общества. Очень редко можно найти человеческий мир, чьё отношение к мутантам будет отличаться от обжигающей (нередко буквально) ненависти и постоянной дискриминации.

Отчаянно ища хоть какую-нибудь форму принятия и общности, мутанты присоединяются к мятежным культам. Большинство из этих культов просто осуждают недостатки имперского общества, но некоторые из них поклоняются Хаосу и планируют восстание. Такие секты легко развращают мутантов из-за дискриминации, от которой они страдали на протяжении всей жизни. В большинстве миров мутантам запрещено носить оружие из-за страха восстания. Таким образом, они вынуждены использовать для самозащиты и нападения примитивное вооружение: цепи, самодельные ножи, низкокачественные стабберы и револьверы.

Мятежи мутантов и ведьмовские культы

Существование «допустимых» популяций мутантов (тех из них, кто не подвергся воздействию варпа) всегда было обоюдоострым мечом для властей Империума. Такие несчастные часто жизненно необходимы для имперской экономики как дешёвая рабочая сила, но они представляют собой как причину акций гражданского неповиновения законопослушных «чистых» граждан Империума, так и самый распространённый источник восстаний, бунтов и терроризма. История многих миров изобилует мятежами мутантов, и описание этих конфликтов всегда были одними из самых кровопролитных и страшных страниц исторических хроник. В то время как имперский закон и Имперский Культ защищают обычных граждан от наихудших форм произвола и угнетения в большинстве миров, те, кто не относится к классу «чистокровных» людей, не пользуются такой защитой от жестокости и эксплуатации со стороны тех, кто стоит у власти. Ситуация усугубляется тем, что большинство «нормальных» имперских граждан боятся мутантов как нечистых, чужеродных и по самой своей сути богохульных существ. Многие мутанты отвечают на эту ненависть такой же ненавистью по отношению к «нормальным».

Мутанты часто оказываются загнаны в адские условия существования, например, в глубокие штольни Сеферис Секундус или удушающие своей атмосферой химзаводы мира-улья Соломон. Презираемые, нещадно эксплуатируемые и страдающие от произвола, сообщества мутантов могут стать благодатной почвой для всех видов еретических верований. Всё, что дает хоть немного утешения, чувства общности или шанс нанести ответный удар своим угнетателям, найдет здесь уже готовых неофитов. Во главе самых опасных из таких запрещенных и тайных сект стоят колдуны и ведьмы.

Мутанты, особенно в тех мирах, где наблюдается затяжная порча Варпа, могут иметь гораздо более высокий врожденный псайкерский потенциал, чем у общей человеческой популяции данного мира. Эта проблема усугубляется еще и потому, что, учитывая массу физических и умственных искажений среди их собратьев и общую антипатию, царящую среди мутантов к властям, им гораздо легче скрыть свой дар псайкера, чем обычным людям. Эти пси-мутанты скрываются от Чёрных кораблей в тени подулья или канализациях имперских городов. Учитывая царящую там опасную и страшную жизнь, их пси-силы обычно растут очень быстро, если они выживают, а их ненависть к Империуму разжигается подобно кузнечному горну.

В то время как многие беглые псайкеры-люди склонны к одинокому, почти звериному существованию вдали от цивилизации, мутанты-псайкеры часто собирают вокруг себя последователей, основывая культы, возглавляемые ими. В изолированных диких или феодальных мирах такие ведьмовские секты являются источником страха, они окутаны завесой суеверий и причудливых верований. В бурлящем котле имперских индустриальных миров колдовские культы обычно прячутся в подземельях, запугивая и подчиняя себе живущих здесь бродяг, бандитов и изгоев. В более редких случаях (и если псайкер достаточно хитер и силен), самые опасные из них могут проникнуть даже в верхушку имперского общества на данном мире. Несмотря на то, что число мутантов-псайкеров часто невелико и их силы ограничены, они могут оказаться чрезвычайно опасными, если их не остановить вовремя — ведь каждый такой проклятый колдун и ведьма могут открыть дверь, ведущую к запредельным ужасам, обитающим в Имматериуме.

Истоки ненависти

«Искажённая плоть — искажённая душа»
– Аббатиса Севенсия из Сиска

Глубокая ненависть граждан Империума к мутантам уходит своими корнями во времена Долгой Ночи, когда человечество как никогда близко находилось на краю гибели. Эти времена упадка породили огромное количество причудливых ветвей человеческой расы. Некоторые из них остались в изоляции на родных планетах, но другие повели собственные крестовые походы, истребляя «настоящих» людей нередко яростнее, чем ксеносы. Эти мутанты упивались собственным могуществом и инаковостью, считая себя следующей ступенью эволюции человека.

Даже благословенная Терра не избежала подобного: некоторые из техноварваров на её поверхности использовали генетически изменённых солдат и животных, а на Луне обосновались мерзкие генокульты, которые порождали в своих лабораториях неисчислимые генетические ужасы и искажали священную человеческую плоть в сотнях богохульных вариаций. Лишь приход Императора положил конец этому, и Великий крестовый поход освободил неисчислимое количество миров, захваченных мутантской мерзостью. Даже возлюбленные сыновья Бога-Императора, примархи, не избежали столкновения с этой угрозой: Сангвиний, прародитель Кровавых Ангелов, провел первые годы своей жизни на Ваале, сражаясь с ордами мутантов, которые стремились истребить человеческое меньшинство на планете.

Ересь Хоруса, раскрывшая связь некоторых мутаций с силами Хаоса, лишь усугубила ненависть к мутантам, окончательно закрепив их статус потенциальных еретиков.

Индекс Годолкина

В конце 41-го тысячелетия официальным документом, регламентирующим допустимые отличия между людьми и мутантами, является «Руководство по чистокровности Годолкина» — трактат, в котором описывается отклонение субъекта от стандартного человеческого фенотипа в соответствии с системой балов; чем тяжелее мутация, тем выше ее значение в баллах по индексу Годолкина. В то время как на большинстве имперских миров допускается отклонение не более чем в три балла, на некоторых мирах Администратум может повысить допустимый минимум из-за их стратегической ценности. Например, на добывающем мире Калидар, известном своей высокой мутагенной опасностью (из-за жесткой солнечной радиации и наличия в недрах планеты психоактивных кристаллов), мутанты устраняются, только если они отклоняются больше чем на четырнадцать баллов от базового генетического стандарта.

Мутации других рас

Силы Хаоса способны искажать геном и представителей других видов, но человечество, со всеми его психическими недостатками и слабостями, всегда было особенно уязвимо для искушений Хаоса и мутаций, которые оно приносит. Среди союзников тау есть вид, известный как крууты. Они обладает врожденной способностью изменять свои собственные геном и трансформировать свою физиологию после употребления в пищу тел врагов, приобретая некоторые их особенности. Впрочем, генеторы Адептус Механикус до конца не уверены, стоит ли считать это истинной мутацией или же это просто адаптивная особенность генома круутов.

Источники 

  • Чёрный крестовый поход: основной свод правил (RPG), стр. 20, 25, 50, 360
  • Черный крестовый поход: Том Крови (RPG), стр. 17
  • Тёмная Ересь: ученики Темных Богов (RPG), стр. 57
  • Warhammer 40,000: Rogue Trader (1-е издание), стр. 52-57
  • Warhammer 40,000 Rulebook (6-е издание), стр. 148, 158, 172-173, 177, 180, 218-219, 232, 404-405
  • Гибельный клинок (роман), Гай Хейли, стр. 263