«Брат Локен, я много о тебе слышал, и слышал только хорошее. Но я даже не мог себе представить, насколько ты наивен. Большая часть нашей жизни пройдёт в борьбе за расширение Империума, а остаток мы проведём в сражениях за его целостность. В безднах космоса таятся непостижимые силы тьмы. Мир не наступит даже тогда, когда воссоединение Империума закончится. Мы будем вынуждены сражаться, чтобы удержать то, что завоевали. Мечты о мире тщетны. Наступит день, когда Великий крестовый поход назовут другим именем, но он никогда не закончится. В самом далёком будущем нас ждёт только война.»
Сигизмунд в разговоре с Гарвелем Локеном (Дэн Абнетт, «Возвышение Хоруса»)

Великий крестовый поход (или Великий поход) (ок. 798.M30 — 005.M31) — период восстановления и воссоединения человечества после Эры Раздора. Временными рамками Великого крестового похода можно считать Первое умиротворение Луны, последовавшее за Объединительными войнами Терры, и резню на Истваане III, считающуюся формальным началом Ереси Хоруса.

История

Великий крестовый поход стал гигантской военной операцией невообразимых масштабов и сложности, куда входили миллиарды солдат и десятки тысяч кораблей, и, пожалуй, правда, что только с таким умом, как у Императора, можно было надеяться на его успешное осмысливание и проведение. Нужно было спасти десятки тысяч человеческих миров, и гораздо больше чужацких и прочих опасных миров — завоевать, чтобы великий Pax Imperialis, Имперский Мир, раскинулся по всей Галактике.

Для воплощения этого замысла войска Империума были разделены на расширяющийся и часто перестраиваемый ряд Экспедиционных флотов — полусамостоятельных войсковых группировок, которым вменялось летать от звезды к звезде и вести войны от имени Императора. Флоты состояли главным образом из ошеломительного числа пустотных кораблей, больших и малых — от линкоров и крейсеров, до ковчегов Механикума, обозных барков и колоссальных войсковых транспортов, а также неисчислимых малых судов сопровождения, десантных кораблей, исследователей и разведчиков. Курс этим флотам диктовал и, по большей части, Император с Военным Советом, и воля их командующих, которым было доверено отыскивать порабощённых и уничтожать ксеносов по своему усмотрению. Цель перелетов определяли многие факторы: апокрифические предания, оставшиеся в хранилищах с Тёмной Эры Технологий, в которых говорилось о том, где можно найти крупные колонии прежних времён; прогнозы техножрецов Марса и учёных-савантов Терры; мифы, слухи и легенды, а также доклады той редкой и бесчестной породы вольных торговцев, которым было позволено лететь впереди флотов, словно зловещим буревестникам впереди шторма.

Император произносит речь перед Легионес Астартес

В то время легионы космодесанта целиком входили в состав имперских войск и, благодаря притоку технологий и ресурсов со всей Солнечной системы, росли в числе и мощи в геометрической прогрессии. Легионы служили наконечником копья — смертоносным острием Великого крестового похода, о которое разбивались силы противника, которое опрокидывало империи, человеческие и чужацкие, вырывая у них самое сердце (считалась, что общая численность Легионес Астартес задействованных в Великом крестовом походе около 1 млн, учитывая, что численность войск Империума насчитывала многие миллиарды этот миллион действительно был несокрушимым кулаком Императора, сокрушавшим любого врага — элитой его армий).

Рядом с этими великими солдатами шла Имперская Армия: сотни вспомогательных полков людей-солдат, набранных сначала из воинственных культур Терры, а вскоре и с недавно отвоёванных миров (отдельная мудрость здесь заключалась в том, чтобы исключить потенциальное несогласие на завоёванных мирах путём удаления их вооружённых сил и отправку на постоянно расширяющийся передний край). Имперская Армия исполняла роль войск второй линии, зачищая отвоёванные территории за легионами космодесанта и удерживая позиции, а когда не было возможности послать в бой космодесантников, сражаясь вместо них что было сил, имея на своей стороне лишь численный перевес и железную стойкость. Также важную роль играли гигантские боевые машины, которые поставлял Механикум и его миры-кузницы, прежде всего титаны Коллегия Титаника — несравненные сжигатели городов и разрушители планет. Кроме того ещё было множество организаций и вооружённых частей поменьше: одни выполняли особые задания или сражались против особых врагов (напр. Сёстры Безмолвия), другие просто поддерживали порядок и насаждали новый закон. Пожалуй, самой показательной среди них была Кустодианская гвардия — личная охрана Императора, которая, проигрывая в числе, брала стократ мощью.

Карта Импералис (005.М31)

В этом Великом крестовом походе Император поставил себе цель избавить человечество от чужаков и тварей варпа, которые едва не истребили род людской. Мир за миром отвоёвывались обратно; те, где существовало человеческое сообщество, становились частью Империума — они «достигали Согласия» с «Имперской Истиной», если выражаться стилем тех великих дней. Где возможно, интеграция достигалась дипломатией и обещаниями лучшего будущего и более плотных связей с галактическим сообществом людей, а где нет — силой оружия. Свергались тираны, ложные религии и догмы запрещались, очень часто к людям проявлялось милосердие, если только они не превратились в безвозвратно развращённых или слишком жутко изменились. Но чужакам не было пощады, и таких ксеносов-угнетателей изгнали или истребили в серии эпических войн, освобождавших миллиарды рабов и рвавших империи в клочья. В каждом закоулке космоса обнаруживался беспощадный бич — орки, внезапно размножаясь, как крысы в разрушенном городе, и всюду с ними сражались и отгоняли. Опять встретились вероломные древние эльдар, и тех, кто не отступил перед мощью Великого крестового похода, на каждом шагу преследовали смерть и разрушение. Помимо этих крупных рас встречались и бессчётные прочие; низшие виды истреблялись без жалости и сожаления, а тех, что оказались слишком странными и ненормальными, чтобы победить их в обычной войне (к примеру, отвратительных хрудов или кошмарных слогт) — подавляли и, где возможно, изгоняли во внешнюю тьму. Не уклонялся Великий крестовый поход и от своего самого неприятного долга. Те открытые миры, что оказались заражены тварями варпа, где границы реальности были прорваны, очищались мощными вирусными бомбами и вортексными ракетами во время апокалиптических орбитальных бомбардировок, чтобы уничтожить всё живое и запечатать брешь, но эта страшная мера, известная как «Экстерминатус», никогда не применялся безоглядно.

За время Великого крестового похода легионы космодесанта воссоединились со своими примархами: миры, на которые тех забросило, рано или поздно все были найдены Императором. И это Император тоже обернул в свою пользу: большинство планет, на которых росли примархи, были обозначены, как родные миры легионов, были хорошо укреплены и развиты. Эти миры, вместе с горсткой других стратегически занятых планет, стали опорными пунктами Великого крестового похода по мере того, как он уходил всё дальше и дальше от Терры, а прямое централизованное управление и координация войск становились всё труднее. На этих новых базах и вновь присоединенных далеких мирах-кузницах Механикума Великий крестовый поход мог накапливать силы и атаковать практически любого врага по всей Галактике.

Властители Империума

«Цивилизация и прогресс не есть ни естественное состояние, ни вечная константа, и чтобы это доказать, достаточно взглянуть на одну лишь Эру Раздора с её ужасами. Посему главная цель Великого крестового похода — достичь мира путём войны, создать новые меры сдерживания и положить начало свободе через тиранию»
– Из «Принципия Лекс Империалис»

Для руководства Великим крестовым походом перед его началом Император создал Военный Совет. Совет стал фактически правящим органом Империума во время крестового похода, и через него закон Императора был принесен в сотни тысяч человеческих миров. Император заседал во главе Совета, по его левую руку сидел Малкадор, а вместе с ними — величайшие из генералов, выкованные в пламени Объединительных войн, и одарённые управленцы, набранные из великих правящих династий Терры и Солнечной системы, а когда Император заключил союз с Марсом, своё место в Совете занял и фабрикатор-генерал Механикума. Совет обслуживала группа астропатов, обеспечивая связь между членами Совета, которые всё реже собирались вместе физически из-за масштабов расширяющегося Империума и трудностей, присущих путешествиям через варп.

Только что отвоёванные миры передавались под власть новоучреждённой системы имперских командующих, каждый из которых правил, жил и умирал по приказу Императора и его Военного Совета. Многие из этих новых лидеров были военными, которые в награду за службу получали власть над планетой от имени Императора. Прочие были туземными правителями, которые преклонились перед Императором и были вознаграждены за своё благоразумие.

Имперские командующие были полновластными хозяевами в своих мирах, однако действовали они в четко определенных рамках имперского закона и несли большие обязательства. Прежде всего они обязаны были поддерживать Имперскую Истину, затем — обеспечивать выплату десятины ширящемуся Империуму солдатами и ресурсами, будь она истребована, а также — предоставлять кров и пищу армиям и флотам Императора. Вдобавок, немаловажной их обязанностью было очищать население от серьёзных мутаций, особенно — псайкеров. Каждый командующий получал приказ ждать прилёта огромных чёрных кораблей для переправки псайкеров на Терру, и кораблям этим нельзя было препятствовать под страхом уничтожения всех жителей планеты. Эти великие обязательства назвали имперской десятиной.

По мере развития Великого крестового похода, к Совету присоединялся (не считая обещаний позволить присоединиться к нему) неумолимо растущий круг из адмиралов, командующих, генералов, губернаторов сектора и государственных министров. Ниже их стояли адвокаты и технократы, ответственные за управление обширными административными системами и планетарными режимами с сетью снабжения и распределения, масштабы которой не поддавались воображению. По прошествии времени каждый примарх получил место в Совете, равно как и главный кустодий личной императорской охраны. Однако, все эти люди были ставленниками войны, а не политики, и, по мере того, как некоторые из чисто человеческих членов Совета умирали — на войне или просто от старости — их заменяли, однако очень нерегулярно. И получилось так, что всё больше и больше за абсолютной властью Императора стоял Малкадор Сигиллит. Одарённый неестественно долгими годами и ясным умом, он оказался единственным человеком, кто мог заведовать всем до мелочей в безграничном Империуме, став со временем и надзирателем за имперской десятиной, и всеобщим руководителем имперской администрации.

К этому моменту все примархи уже воссоединились со своими легионами, и миллионы человеческих миров были возвращены в лоно Империума. Чужаки были разгромлены и либо загнаны на галактические окраины, либо заперты в безжизненных пространствах, где не было человеческих колоний, чтобы медленно исчезнуть, если на то будет воля Императора. Мощь Империума достигла своего зенита. Казалось, нет никого и ничего, что могло бы угрожать осуществлению грандиозного замысла Императора.

Апофеоз

Триумф на Улланоре

После ряда славных побед, отметившего наивысшую точку экспансии Великого крестового похода, Император решил, что для него пришло время вернуться на Терру и дать ход следующей стадии своего великого плана по спасению человечества. Он был целиком и полностью уверен, что его сыновья, примархи, смогут завершить военную кампанию, им начатую, и довести Великий крестовый поход до конца. Император во всеуслышание объявил, что примархи со своими легионами не раз доказали, на что способны, и вскоре Галактика будет полностью очищена от чужаков и других угроз человеческим мирам.

Хорус Луперкаль

Во время великого триумфа на Улланоре, бывшем центром последней великой империи орков, угрожавшей сегментуму Солар, Император даровал примарху Хорусу Луперкалю титул Воителя и передал командование всеми вооруженными силами Империума. Остальные примархи впоследствии получили указание следовать за Хорусом, подчиняться его приказам и выполнять поставленные им задачи. Говорят, среди примархов произошло некоторое смятение из-за того, что Император решил больше не сражаться рядом с ними, однако Император остался непреклонен и умолчал о том, чем намерен заняться по возвращении на Терру, сказав лишь, что займётся не менее важной задачей, чем Великий крестовый поход.

Отбыв, Император вернулся на Терру, в свой огромный Дворец, и взялся за величайший труд, укрытый завесой прежде невиданной секретности. Он призвал некоторых из своих советников и заперся в личных подземельях своего города-крепости. Хорус тем временем с воодушевлением ухватился за свои новые обязанности и власть.

Он начал переговоры с другими примархами и составление планов по завершению Великого крестового похода почти с лихорадочной поспешностью, понимая, что если одни узнают о его новом чине и полномочиях с радостью, другие в лучшем случае останутся равнодушными, а в худшем — затаят обиду. Хорус дружил или пользовался уважением у всех примархов, но ближе всех ему были примархи Сангвиний, Ангрон, Мортарион и Фулгрим. Некоторые примархи были напуганы тем, что Император больше не будет сражаться плечом к плечу с ними, некоторые шептались, что их выбросили, как ставший ненужным инструмент. Те источники, что уцелели, недостоверные как они есть, указывают, что резче и больше всех о таком повороте высказывался Ангрон — не из затаённой на Хоруса злобы за его возвышение, а скорее из-за того, что считал, будто Император подвёл его дважды. Хорус по очереди переговорил с каждым примархом и лично, и публично перед построенными легионами, где Воитель пообещал им победу — он пообещал им, что никогда не подведёт их как командир и не бросит без командования, пока последний вздох не покинет его тело. В конце концов они согласились, что он достоин ими командовать.

Совет Терры

По возвращении на Терру Император призвал к себе Малкадора со двором и снабдил их новыми распоряжениями. Совет более не будет заниматься военными походами: теперь войска находятся в надёжных руках примархов и нового Воителя — Хоруса. Императору требовалось всё своё время и внимание, чтобы посвятить себя следующему великому замыслу, поэтому он созвал первый Совет Терры. В отличие от удалённых друг от друга членов Военного Совета, во главе которого теперь стоял Хорус, члены Совета Терры будут заниматься вопросами государства, а также установлением и поддержанием имперского закона во всех мириадах миров Империума. Если раньше на повестке дня стояли лишь завоевание и освобождение, теперь первую очерёдность получали укрепление и организация. Малкадор, самый доверенный слуга Императора, получил титул первого лорда Совета и право председательствовать в отсутствие Императора. Вместе с ним назначение в Совет получили главный кустодий Константин Вальдор и руководители астропатического и административного ведомств. Учредив новый правящий орган Империума — Совет Терры, Императора закрылся в своих огромных лабораториях и мастерских под Императорским Дворцом, куда вскоре потекли огромные реки ресурсов: Император сосредоточенно занялся новым, секретным проектом, который полагал жизненно важным для человечества.

Время шло, и пока Император работал взаперти ото всех под Императорским Дворцом, безмолвный и недосягаемый, в Империуме проклюнулись первые семена раздора и сомнений. Многие из примархов не скрывали, что потрясены новостью о создании Совета Терры и ещё больше потрясены, что их не включили в его ряды. Издавна привыкшие быть ближайшими советниками и первыми из вассалов Императора, примархи вдруг оказались отодвинутыми в сторону, не очень понимая, что делать с этой мнимой потерей благосклонности. Менее уравновешенные пришли в ярость от того презрения, которое они чувствовали в поступке Императора; другие, даже самые верные, были озадачены и обеспокоены таким поворотом дел. Для кого-то это стало знаком, что Император решил отвернуться от своих величайших воинов, что неустанно сражались и проливали кровь, служа ему, и передать власть жалким управленцам и льстивым адептам Марса — смертным вместо своих бессмертных сыновей. И хотя они ещё не понимали этого, но медовый язык тёмных сил уже точил яд в уши некоторых примархов, через тщеславие, обиды и гордыню подводя их к собственной гибели и смерти миллиардов, заложив предпосылки для событий, названых в последствии Ересью Хоруса.

Последние годы Великого крестового похода (по собранию агентов Сигиллита)

Источники